Документ подготовлен программой Росметод МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «Сельскохозяйственный колледж им. Ш.И. Шихсаидова» РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО: На Педсовете колледжа Протокол № _д_ От«Д9 2019 г Шихсаидова» от « 3 О » G сГ 2019 г. ПОЛОЖЕНИЕ об организации индивидуального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья Документ подготовлен программой Росметод 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет особенности организации учебного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации по основным образовательным программам среднего профессионального образования. 1.2. Настоящее Положение разработано на основании: -Федерального закона от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; -приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»; - Устава ГБПОУ РД «СК им. Ш.И.Шихсаидова. 2. Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 2.1. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в образовательные организации сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких поступающих. 2.2. При проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований: - вступительные испытания проводятся для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания; - присутствие ассистента из числа работников образовательной организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором); - поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний; - поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами; - материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений). Документ подготовлен программой Росметод 2.3. Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья: а) для слепых: - задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом; - письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту; - поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых; б) для слабовидящих: - обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; - поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; - задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом; в) для глухих и слабослышащих: - обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования; г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме; д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей): - письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту; - по желанию поступающих все вступительные испытания могут проводиться в устной форме. 3. Особенности организации образовательного процесса по образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 3.1. Содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для Документ подготовлен программой Росметод инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 3.2. Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ среднего профессионального образования, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. 3.3. Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. 3.4. В учебном процессе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются специализированные технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с различными нарушениями; обеспечивается выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт), электронных образовательных ресурсов в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся, наличие необходимого материальнотехнического оснащения. 3.5. Образовательными организациями должны быть созданы специальные условия для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 3.6. В целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается: 1)для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); Документ подготовлен программой Росметод - размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); - присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; - обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); - обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося; 2) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения); - обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; 3) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений). 3.7. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных образовательных организациях. Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может реализовываться через следующие модели: - полная инклюзия - обучающиеся посещают образовательную организацию наряду со всеми обучающимися и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующей учебной группы, а также могут посещать кружки, клубы, внеурочные мероприятия и др.; - частичная инклюзия - обучающиеся совмещают индивидуальное обучение на дому (в дистанционной форме) с посещением образовательной организации и обучаются по индивидуальным учебным планам; могут посещать кружки, клубы, внеклассные мероприятия и др., если это не противоречит рекомендациям медицинской комиссии; Документ подготовлен программой Росметод обучение в составе отдельно выделенной группы из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (не более 15 человек). 3.8. При получении среднего профессионального образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде. 3.9. При необходимости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения. Срок получения среднего профессионального образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год. Порядок зачисления и перевода на обучение по индивидуальному учебному плану регламентируется Положением о порядке организации получения образования обучающимися по индивидуальному учебному плану. 4. Порядок организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальному учебному плану 4.1. Образовательная организация организует учебный процесс по индивидуальному учебному плану таким образом, чтобы обеспечить обучающемуся максимально благоприятные условия для освоения образовательной программы. 4.2. Индивидуальный учебный план обучающегося - это форма организации образовательного процесса, при котором часть учебных дисциплин, профессиональных модулей осваивается обучающимся самостоятельно. Индивидуальный учебный план включает перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей с указанием сроков изучения и формы аттестации, которые предусмотрены учебным планом в конкретном учебном году. 4.3. По каждой реализуемой индивидуальной образовательной программе образовательная организация разрабатывает индивидуальный учебный план в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. 4.4. Структура индивидуального учебного плана определяется образовательной организацией самостоятельно. В индивидуальном учебном плане могут быть произведены изменения в структурных частях основного учебного плана при соблюдении требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. 4.5. Индивидуальный учебный план разрабатывается в полном соответствии с учебным планом образовательной организации с учетом уровня предшествующей подготовки, индивидуальных способностей и потребностей студентов. Документ подготовлен программой Росметод 4.6. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана специальности/профессии. 4.7. Индивидуальный учебный план при индивидуальном обучении обучающегося реализует образовательную программу среднего профессионального образования как с ускоренным сроком обучения, так и без изменения полного срока обучения. 4.8. Индивидуальный учебный план создает условия для реализации дифференцированных подходов в подготовке обучающегося по избранной специальности/профессии, опираясь на его уровень образования и способности. 4.9. Индивидуальный учебный план обучения освобождает обучающегося от необходимости посещения учебных занятий по расписанию и позволяет ему выполнять программные требования дисциплин в индивидуально установленные сроки. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)