МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «Сельскохозяйственный колледж им. Ш.И. Шихсаидова» УТВЕРЖДАЮ: РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО: На Педсовете колледжа Протокол № X От «_Л9_» О £ 2019 г Шихсаидова» Д пащ вШ РД «Сельскохозяйственны!! колл М9-к%°»•1■.ЦI-I 1 Ш Ш в Р.С. 2019 г. ‘" .Г тж Приказ за № от « P & x i 19 г. ПОЛОЖЕНИЕ Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования г. Буйнакск. 2019 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования ГБПОУ РД «СК им. Ш.И.Шихсаидова разработано в соответствии с нормативно-правовыми актами: • ФЗ от 29.12. 2012 г. № 27Э-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; • ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ»; • ФЗ от 3.05.2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»; Приказ Минобрнауки РФ от 14.06. 2013 г. № 464 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО»; Приказ Минобрнауки РФ от 15.12.2014 г. №1580 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 № 464». • Приказ Минобрнауки РФ от 18.04.2013 г. № 29 «Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы СПО»; Приказ Министерства образования и науки Российской • Федерации от 16.08. 2013 г. № 968 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01. 2014 г. № 2 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» • Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р «Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»; • Письмо директора Департамента подготовки рабочих кадров и • ДПО от 20.04.2015№ 06-830вн «Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ СПО»; Письмо директора Департамента подготовки рабочих кадров и • ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.03.2014г. №06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2015 г. № 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»; • Письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». • Письмо Минобрнауки РФ от 27.07.2015 г. №06-846 «Методические рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы СПО»; • Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования; • Устав и иные локальные нормативные акты ГБПОУ РД «СК им. Ш.И.Шихсаидова 1.2. Настоящее положение регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности КБГУ по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 1.3. В ГБПОУ РД «СК им. Ш.И.Шихсаидова образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации. 1.4. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. 2. Организация и осуществление образовательной деятельности 2.1. Учебный год в начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей образовательной программы. Начало учебного года может переноситься по очно-заочной форме обучения не более чем%а один месяц, заочной форме обучения - не более чем на три месяца. 2.2. Сроки получения образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС СПО). Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. 2.3. ГБПОУ РД «СК им. Ш.И.Шихсаидова обеспечивает обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы. 2.3.1. При получении среднего профессионального образования в соответствии с индивидуальным учебным планом сроки получения образования могут быть изменены с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 2.3.2. Лица, имеющие квалификацию по профессии среднего профессионального образования и принятые на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена, соответствующим имеющейся у них профессии, имеют право на ускоренное обучение по таким программам в соответствии с индивидуальными учебными планами. 2.3.3. Обучающиеся могут быть переведены на индивидуальный график обучения при сохранении нормативного срока обучения, установленного ФГОС СПО в случаях, предусмотренных локальным нормативным актом ГБПОУ РД «СК им. Ш.И.Шихсаидова 2.4. В ГБПОУ РД «СК им. Ш.И.Шихсаидова самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы по каждой специальности в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ/ППКРС. Образовательные программы среднего профессионального образования, реализуемые на базе основного общего образования, разрабатываются на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования. 2.5. Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, соответствуют присваиваемой квалификации и определяют содержание образовательной программы, разрабатываемой совместно с заинтересованными работодателями. 2.6. Образовательная программа среднего профессионального образования включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся. 2.7. Образовательные программы среднего профессионального образования могут быть реализованы как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. 2.8. При реализации образовательных программ среднего профессионального образования используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. 2.9. Учебный план образовательной программы среднего профессионального образования определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации. В соответствии с утвержденными учебными планами составляются расписания учебных занятий по каждой реализуемой специальности. 2.10. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением обучающимися среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. 2.10.1. Общеобразовательные предметы могут изучаться как на первом курсе, так и на первом и втором курсах обучения, в том числе одновременно с изучением дисциплин (модулей) гуманитарной и социально-экономической направленности, общепрофессиональных и профессиональных курсов, дисциплин (модулей). 2.10.2. При реализации общеобразовательных программ обучающиеся выполняют индивидуальный проект. Индивидуальный проект выполняется студентами самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых общеобразовательных учебных дисциплин. 2.11. Обучающиеся, получающие среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, осваивают профессию рабочего (одну или несколько) в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы среднего профессионального образования, в соответствии с ФГОС СПО. По резз^ьтатам освоения профессионального модуля «Освоение одной или нескольких профессий рабочих (должностей служащих)», который включает в себя проведение практики, обучающийся получает свидетельство профессии рабочего, должности служащего. Присвоение квалификации по профессии рабочего (должности служащего) проводится с участием работодателей. 2.12. Учебная деятельность обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом. 2.13. Численность обучающихся в учебной группе составляет 25 -30 человек. Исходя из специфики образовательной программы учебные занятия могут проводиться с группами обучающихся меньшей численности, а также с разделением группы на подгруппы. Возможно объединение групп обучающихся при проведении учебных занятий в виде лекций. 2.14. В процессе освоения образовательных программ обучающимся предоставляются каникулы. Продолжительность каникул по очной форме обучения составляет от восьми до одиннадцати недель в учебном году, в том числе не менее двух недель в зимний период. По очно-заочной форме обучения общая продолжительность каникул регулируется учебным планом соответствующей специальности. 2.15. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки. Объем обязательных аудиторных занятий и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю по очной форме обучения. Объем обязательных аудиторных занятий по очно-заочной форме обучения составляет 16 часов в неделю. В этот объем не входят учебная и производственная практика в составе профессионального модуля. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. 2.16. Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов - 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным учебным курсам (при наличии). Количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации обучающихся при обучении в соответствии с индивидуальным учебным планом устанавливается данным учебным планом. Результаты текущего контроля знаний заносятся в классные журналы. 2.18. Образовательная программа среднего профессионального образования предусматривает проведение практики обучающихся. В соответствии с ФГОС СПО проводятся следующие виды практики: учебная, производственная (по профилю специальности), производственная (преддипломная). 2.18.1. Обучающиеся по очно-заочной форме обучения, имеющие стаж работы или работающие на должностях, соответствующих получаемой квалификации, могут освобождаться от прохождения учебной и производственной практики по профилю специальности на основании предоставленных с места работы справок. 2.18.2. Преддипломная практика является обязательной для всех обучающихся, проводится после последней сессии и предшествует государственной итоговой аттестации. 2.19. Обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, проходят государственную итоговую аттестацию. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего профессионального образования, выдается диплом о среднем профессиональном образовании. Лицам, не прошедшим государственной итоговой аттестации или получившим на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы среднего профессионального образования и (или) отчисленным из ГБПОУ РД «СК им. Ш.И.Шихсаидова выдается справка об обучении или о периоде обучения в установленном в ГБПОУ РД «СК им. Ш.И.Шихсаидова порядке. 2.20. Документ об образовании, представленный при поступлении в ГБПОУ РД «СК им. Ш.И.Шихсаидова, выдается из личного дела лицу, окончившему ГБПОУ РД «СК им. Ш.И.Шихсаидова, выбывшему до окончания ГБПОУ РД «СК им. Ш.И.Шихсаидова, а также обучающемуся и желающему поступить в другую образовательную организацию, по его заявлению. При этом в личном деле остается заверенная копия документа об образовании. 2.21. Обновление образовательной программы осуществляется в случаях: • изменения ФГОС СПО или других нормативных документов, в том числе локальных; • изменения требований работодателей к выпускникам; • появления новых учебников, учебных пособий и других учебно методических материалов; • введения новых или изменения тематики лабораторно-практических работ, приобретения нового оборудования; « • разработки новых методик преподавания и контроля знаний обучающихся и прочее. 3. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья 3.1. Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся 3.2. В ГБПОУ РД «СК им. Ш.И.Шихсаидова созданы специальные условия для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 3.3. В целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья ГБПОУ РД «СК им. Ш.И.Шихсаидова обеспечивается: • для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению адаптация официального сайта ГБПОУ РД «СК им. Ш.И.Шихсаидова в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); • для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; • для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия обеспечивают возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях. 3.4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья може'рбыть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных образовательных организациях. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учебной группе устанавливается до 15 человек. 3.5. При получении среднего профессионального образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература. 3.6. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, но не более чем на 10 месяцев. При составлении индивидуального плана обучения могут быть предусмотрены различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. 3.7. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. 3.8. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации создаются фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой. 3.9. Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации. 3.10. В ГБПОУ РД «СК им. Ш.И.Шихсаидова осуществляется комплексное(организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, медицинско-оздоровительное, социальное) сопровождение образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Порядок утверждения и изменения настоящего Положения 4.1. В настоящее положение по мере необходимости могут быть внесены соответствующие изменения и дополнения. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)