Порядок разработки рабочих программ профессиональных модулей

М ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮ ДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

«Сельскохозяйственный колледж им. Ш.И. Шихсаидова»
368222, РД, г. Буйнакск, ул. Академика Аскерханова 3 тел: факс: 8(87-237) - 2-92-46 Em ail: rskbuvnaksk@ ,mai 1.ru

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО:
На педсовете колледжа
Протокол № /
От «
»
0 f 2019г
Шихсаидова»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБПОУ РД
«Сельскохозяйственный
коллед:

« 30
Приказ за №
от « 3D »
0 JT

ПОРЯДОК
РА ЗРА БО ТКИ РА БО ЧИ Х ПРО ГРАМ М
П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н Ы Х М ОДУЛЕЙ
ПРИ РЕАЛИ ЗАЦИ И П РО ГРА М М Ы П О Д ГО ТО ВКИ
СП ЕЦ И А Л И С ТО В С РЕД Н ЕГО ЗВЕН А

г. Буйнакск

Аташев Р.С.
2019г.
2019г.

СОДЕРЖАНИЕ
Порядок разработки рабочей программы профессионального модуля ..…………………4
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Макет рабочей программы профессионального модуля
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Форма бланка внутренней рецензии на рабочую программу
профессионального модуля

2

Порядок разработки рабочей программы профессионального модуля
1. В рабочей программе профессионального модуля отражаются:
− область применения программы;
− перечень профессиональных и общих компетенций, освоение которых
обеспечивает подготовку выпускников к выполнению определенного вида
профессиональной деятельности;
− цели и задачи профессионального модуля;
− количество часов на освоение программы в целом и каждого компонента
профессионального модуля;
− тематический план и содержание обучения по профессиональному модулю;
− условия реализации программы;
− формы и методы контроля и оценки результатов освоения профессионального
модуля.
2. Программа является единой для очной и заочной форм обучения.
3. Программа разрабатывается преподавателями организации, осуществляющей
образовательную деятельность самостоятельно на основе ФГОС СПО по
специальности/профессии, с учетом примерной программы профессионального модуля
(при наличии), профессионального стандарта (при наличии), разъяснений и
рекомендаций, предъявляемых к данному виду учебных документов, в соответствии
учебным планом по специальности, рецензируется, согласуется на заседании цикловой
комиссии и утверждается заместителем директора по учебно-методической работе до
начала учебного года.
4. Программа обновляется ежегодно.
5. Структура программы содержит следующие компоненты:
− титульный лист;
− раздел 1 «Паспорт рабочей программы профессионального модуля»;
− раздел 2 «Результаты освоения профессионального модуля»;
− раздел 3 «Структура и содержание профессионального модуля»;
− раздел 4 «Условия реализации рабочей программы профессионального
модуля»;
− раздел 5 «Контроль и оценка результатов освоения профессионального
модуля».
6. На титульном листе программы указываются:
− наименование органа управления образованием;
− наименование образовательной организации;
− индекс и наименование профессионального модуля;
− код и наименование специальности/профессии
− укрупненная группа специальностей/профессий
− квалификация выпускника
− год разработки.
7. На оборотной стороне титульного листа программы указываются:
− дата согласования программы на заседании цикловой комиссии;
− дата утверждения программы заместителем директора по учебнометодической работе;
− краткие сведения о нормативных документах, на основании которых
разрабатывалась программа;
− фамилия, имя, отчество, место работы, должность, ученая степень/звание
разработчика (разработчиков) программы;
3

− фамилия, имя, отчество, место работы, должность, ученая степень/звание
рецензентов программы.
8. В разделе 1 «Паспорт рабочей программы профессионального модуля»
заполняются:
пункт 1.1 «Область применения программы», в котором указываются
наименование основного вида профессиональной деятельности, совпадающее с
наименованием профессионального модуля; перечень профессиональных компетенций,
для освоения которых предназначен профессиональный модуль; информация о
возможности использования рабочей программы профессионального модуля в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональном обучении;
пункт 1.2 «Цели и задачи модуля», в котором указывается полный перечень
требований к практическому опыту, умениям и знаниям, перечисленным в тексте ФГОС
СПО, и дополнительным требованиям организации, осуществляющей образовательную
деятельность к выпускникам в случае, если объем часов профессионального модуля
увеличивается за счет объема часов вариативной части ППССЗ/ППКРС;
пункт 1.3 «Количество часов на освоение рабочей программы профессионального
модуля», в котором указывается количество часов на освоение программы в целом, в том
числе – максимальной учебной нагрузки обучающегося, включая обязательную
аудиторную учебную нагрузку и самостоятельную работу обучающегося, и практики
(учебной и/или производственной практики по профилю специальности).
9. В разделе 2 «Результаты освоения профессионального модуля» в соответствии с
текстом ФГОС СПО указываются:
- перечень профессиональных компетенций;
- перечень общих компетенций.
10. Раздел 3 «Структура и содержание профессионального модуля» заполняется
следующим образом:
п. 3.1 «Тематический план профессионального модуля» оформляется в виде
таблицы, в которой указывается объём времени, установленный на освоение каждого
компонента профессионального модуля, отражается вариант проведения учебной и/или
производственной практики по профилю специальности (концентрированно,
рассредоточено).
п. 3.2 «Содержание обучения по профессиональному модулю» оформляется в виде
таблицы, в которой отражаются содержание и логическая последовательность разделов,
междисциплинарных курсов и тем профессионально значимой информации (в
дидактических единицах); уровень ее освоения; наименование лабораторных и
практических занятий (в их сквозной нумерации), тематика курсовых работ (проектов)
(если предусмотрено), виды и содержание самостоятельной работы обучающихся; виды
работ, выполняемые обучающимися в ходе учебной и/или производственной практики по
профилю специальности.
Структура и содержание программы должны обеспечивать единство
теоретического и практического обучения, формирование профессиональных и общих
компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО и дополнительными
требованиями к результатам освоения профессионального модуля, установленными
организацией осуществляющей образовательную деятельность.
Преподаватели самостоятельно определяют:
− содержание и последовательность изучения учебного материала;
− распределение учебных часов по разделам и темам;
− тематику лабораторных и практических занятий с учетом материальнотехнической базы образовательной деятельности;
− тематику курсовых работ (проектов) (если предусмотрено);
4

− содержание и виды самостоятельной работы обучающихся с учетом
тенденций развития отрасли, изменений в нормативной правовой базе,
условий образовательной деятельности.
11. Раздел 4 «Условия реализации рабочей программы профессионального модуля»
заполняется следующим образом:
пункт 4.1 «Требования к минимальному материально-техническому обеспечению»,
в котором указываются перечень учебных кабинетов (лабораторий, мастерских,
полигонов и др.), оборудование и технологическое оснащение рабочих мест, создающих
условия для реализации программы профессионального модуля, выполнения всех видов
лабораторных работ, практических занятий, учебной и/или производственной практики,
предусмотренных программой;
пункт 4.2 «Информационное обеспечение» содержит перечень актуальных и
достоверных источников информации (основной и дополнительной литературы, Интернетресурсов и пр.).
пункт 4.3 «Общие требования к организации образовательной деятельности»
содержит описание условий проведения учебных занятий, практики, обеспечивающих
освоение программы данного модуля;
пункт 4.4 «Кадровое обеспечение образовательной деятельности», в котором
указываются требования к уровню квалификации педагогических работников
(инженерно-педагогическому составу, мастерам), отвечающих за освоение программы, в
полном соответствии с требованиями, установленными ФГОС СПО (уровню образования,
опыту производственной деятельности, периодичности стажировок в профильных
организациях).
12. В разделе 5 «Контроль и оценка результатов освоения профессионального
модуля (вида профессиональной деятельности)» указываются основные показатели
оценки результата, формы и методы контроля и оценки по каждой освоенной
компетенции (профессиональной, общей).
13. Текст программы оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями, в
основу которых положены стандарты ГОСТ 2.105-95. «Единая система конструкторской
документации. Общие требования к текстовым документам», ГОСТ Р 7.0.5-2008
«Библиографическая ссылка. Общие требования и правила оформления». Текст должен быть
выдержан в одном формате – шрифт Times New Roman, кегль 12, через 1 интервал в
редакторе Word для Microsoft (для текста таблиц допустимо использовать кегль 11). В тексте
должны использоваться только понятия и термины, относящиеся к конкретной области
науки; обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям ГОСТов.
Дополнительные требования к результатам обучения, а также разделы (темы) и
дидактические единицы, введенные за счет объема часов вариативной части ППССЗ, по
тексту рабочей программы профессионального модуля выделяются курсивом.

5

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Макет рабочей программы профессионального модуля
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ГПОБУ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рабочая программа профессионального модуля
_______________________________________________________
индекс и наименование профессионального модуля

Код и наименование специальности (профессии): _____________________________
входящей в состав УГС (УГП) _______________________________________________
код и наименование укрупненной группы специальностей/профессий

Квалификация выпускника: ______________________

20___ г.

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
_____________________________________
наименование цикловой комиссии

Протокол № от «___» ______ 20___ г.
Председатель П(Ц)К
_________________
Подпись

_______________
ФИО

УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебнометодической работе
____________ _____________
Подпись

ФИО

____ _______________ 20____ г.

____________________ 20___ г.

Рабочая программа профессионального модуля «…» (указываются индекс и

наименование профессионального модуля) разработана на основе:

− Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности/профессии __________
(Указывается код и наименование специальности/профессии) _________ (указывается вид
подготовки - базовой/углубленной) подготовки, входящей в состав укрупненной
группы специальностей/профессии __________ (указывается код и наименование
утвержденного приказом
укрупненной
группы
специальностей/профессий),
Минобрнауки России от
__________ (указывается дата и номер приказа),
(зарегистрировано в Минюсте России (указывается дата и номер регистрации);
с учетом:
− примерной программы (указывается при наличии);
− профессионального стандарта _________________ (указывается наименование ПС),
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от ___________ (указывается дата и номер приказа) (указывается при
наличии ПС)

− Методических
рекомендаций
по
разработке
рабочих
программ
общеобразовательных учебных дисциплин в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ППКРС и ППССЗ), разработанных Отделом профессионального
образования Министерства образования и науки Республики Дагестан
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 20__/20__
учебный год.
Разработчики:
− _______________________________________________________
Фамилия Имя Отчество ученая степень/звание, наименование должности, место работы

Рецензенты / эксперты:
− _______________________________________________________
Фамилия Имя Отчество ученая степень/звание, наименование должности, место работы

© ______________________________ 20___
ФИО разработчика

2

© ___________________________________________ 20___
наименование образовательной организации

3

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ................. 5
1.1. Область применения программы ...................................................................................... 5
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения
профессионального модуля ...................................................................................................... 5
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля: ..................... 6
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ................................... 6
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ........................... 7
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для ППССЗ) ....................... 7
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для ППССЗ) ....................... 8
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) ....................................... 9
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ...... 11
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению .................... 11
4.2 Информационное обеспечение обучения ........................................................................ 11
4.3 Общие требования к организации образовательной деятельности .............................. 12
4.4. Кадровое обеспечение образовательной деятельности ................................................ 12
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ........................................ 12

4

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
_______________________________________________________________________
название профессионального модуля

1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля– является частью программы
подготовки специалистов среднего звена (программы подготовки квалифицированных
рабочих и служащих) в соответствии с ФГОС СПО по специальности (профессии)
________ (указывается код и наименование специальности (профессии)) (__________ подготовки
(указывается вид подготовки - базовой/углубленной)), входящей в состав укрупненной группы
специальностей (профессий) __________________________________ (указывается код и

наименование укрупненной группы специальностей/профессий)

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

___________________________________________________________

указывается вид профессиональной деятельности в соответствии с перечисленными в п. 1V. ФГОС по
специальностям/профессиям

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК) 1:

1.
________________________________________________________________
2.
________________________________________________________________
3.
________________________________________________________________

Указываются профессиональные компетенции в соответствии с перечисленными в п. V. ФГОС по
специальностям/профессиям. Дополнительные компетенции, установленные организацией, осуществляющей
образовательную деятельность при реализации объема часов вариативной части ППССЗ/ ППКРС,
выделяются курсивом.

Рабочая программа профессионального модуля может
________________________________________________________

быть

использована

Указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать
направленность программ повышения квалификации и переподготовки), профессиональной подготовке
(указать направленность программы профессиональной подготовки, при освоении профессии рабочего в
рамках специальности СПО (указать код и наименование специальности СПО)

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения
профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
__________________________________________________________________
уметь:
1

Если для увеличения времени на освоение обязательного для изучения профессионального модуля
используются часы вариативной части, то необходимо ввести дополнительные к ФГОС СПО требования к
результатам освоения ПМ

5

__________________________________________________________________
знать:

__________________________________________________________________

Указываются требования к практическому опыту, умениям и знаниям в соответствии с перечисленными в
таблице 3 п.VI ФГОС по специальности/профессии. Дополнительные требования к практическому опыту,
умениям и знаниям (установленные организацией, осуществляющей образовательную деятельность при
реализации объема часов вариативной части ППССЗ/ ППКРС), выделяются курсивом.

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – _________ часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – _______ часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – _____ часов;
объем времени обязательной части ППССЗ ___ час.
объем времени вариативной части ППССЗ ___час.
самостоятельной работы обучающегося – ______ часов;
учебной и производственной практики – ______ часов.
Количество часов соответствует учебному плану. Самостоятельная работа составляет 50% от
обязательной нагрузки. Максимальная нагрузка включает в себя обязательную аудиторную нагрузку и
самостоятельную работу. «Всего часов» рассчитывается как сумма максимальной учебной нагрузки и
часов на практики.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися
видом профессиональной деятельности ___________________________________________,
(указывается вид профессиональной деятельности), в том числе профессиональными (ПК) и
общими (ОК) компетенциями:
Код

Наименование результата обучения

ПК …

………………………………………………………………………

ПК …

………………………………………………………………………

ПК ….

………………………………………………………………………

ОК …

………………………………………………………………………

ОК …

………………………………………………………………………

ОК …

………………………………………………………………………

Наименование результатов обучения приводится в соответствии с текстом ФГОС
СПО.

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ___________________________________

индекс и наименование ПМ

3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для ППССЗ)
Коды
профессиональных
компетенций

1

Наименования разделов
профессионального модуля

2
Раздел 1. ……………………
Раздел 2………………………
Раздел …. …………………..
Производственная практика, часов
(если предусмотрена итоговая
(концентрированная) практика)
Всего:

Всего часов
(макс. учебная
нагрузка и
практики)

3
*
*
*
*
(ввести число)
*

Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная Самостоятельная
учебная нагрузка
работа
обучающегося
обучающегося,
часов
Всего,
в т.ч.
часов
лабораторные
работы и
практические
занятия,
часов
4
5
6
*
*
*
*
*
*
*
*
*

*

*

*

Практика
Учебная,
часов

Производственная,
часов
(если
предусмотрена
рассредоточенная
практика)

7
*
*
*

8
*
*
*
*
(повторить число)

*

*

Ячейки в столбцах 3, 4, 6, 7, 8 заполняются жирным шрифтом, в 5 – обычным. Если какой-либо вид учебной работы не
предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк.
Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 6, 7, 8
(жирный шрифт) по горизонтали.
Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6, 7, 8
по вертикали.
Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение
программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы.
Количество часов на самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта
программы.
Сумма количества часов на учебную и производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 7 и 8) должна соответствовать
указанному количеству часов в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия сумм значений следует повторить объем часов на
производственную практику (концентрированную) в колонке «Всего часов» и в предпоследней строке столбца «Производственная, часов».
И учебная, и производственная практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса
(рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).
7

3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для ППССЗ)
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Самостоятельная
Обязательная аудиторная учебная
работа
нагрузка обучающегося
обучающегося
в т.ч.
в т.ч.,
в т.ч.,
лабораторные
курсовая
курсовая
Всего,
работы и
Всего,
работа
работа
часов практические
часов
(проект),
(проект),
занятия,
часов
часов
часов

Практика

Коды
профессиональных
компетенций

Наименования разделов
профессионального модуля *

Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

*
*
*
(ввести
число)

*
*

*
*

*

*
*

*

*
*

*
*
*
(повторить число)

*

*

*

*

*

*

*

*

Раздел 1. ………………………
Раздел 2. ………………………
Производственная практика (по
профилю специальности), часов
(если предусмотрена итоговая
(концентрированная) практика)
Всего:

Производственная
(по профилю
специальности),
Учебная,
часов
часов
(если предусмотрена
рассредоточенная
практика)

Ячейки в столбцах 3, 4, 7, 9, 10 заполняются жирным шрифтом, в 5, 6, 8 - обычным. Если какой-либо вид учебной работы не
предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк.
Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 7, 9, 10
(жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел
соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно
соответствовать количеству часов на освоение программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество
часов на самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы.
Сумма количества часов на учебную и производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 9 и 10) должна соответствовать
указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия сумм значений следует повторить объем часов на производственную
практику по профилю специальности (концентрированную) в колонке «Всего часов» и в предпоследней строке столбца «Производственная,
часов». И учебная, и производственная (по профилю специальности) практики могут проводиться параллельно с теоретическими
занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).
Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение
одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и
соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного
существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.

*

8

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
Раздел ПМ 1. ………………..
номер и наименование раздела
МДК 1. …………………..
номер и наименование МДК
Тема 1.1. ………………….
номер и наименование темы

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень
освоения

2

3
*

4

Содержание (указывается перечень дидактических единиц)
1.
…
Лабораторные работы (при наличии, указываются темы)
1.
Практические занятия (при наличии, указываются темы)
1.
Содержание (указывается перечень дидактических единиц)
Тема 1.2. …………………….
номер и наименование темы
1.
…
Лабораторные работы (при наличии, указываются темы)
1.
Практические занятия (при наличии, указываются темы)
1.
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. (при наличии, указываются задания)
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
………………………………………
Учебная практика
Виды работ
……………………………………………
Производственная практика (для СПО – (по профилю специальности)
Виды работ
……………………………………………
Раздел ПМ 2. …………
номер и наименование раздела
МДК …
номер и наименование МДК
Тема 2.1. …………………
номер и наименование темы
………………..
Тема 2.2. …………………

*
*
**
**
*
*
*
**
**
*
*
*

*

*

*
*
*

*

9

номер и наименование темы
………………
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. (при наличии, указываются задания)
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
………………………………………
Учебная практика
Виды работ
……………………………………………
Производственная практика (для ППССЗ – (по профилю специальности)
Виды работ
……………………………………………
Раздел ПМ 3. …………
номер и наименование раздела
………………
Тематика курсовых работ (проектов) (если предусмотрено)
…………………………………………….
…………………………………………….
Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) (если предусмотрено)
Производственная практика (для ППССЗ – (по профилю специальности) итоговая по модулю (если
предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)
Виды работ ……………………………………..

*

*

*

*

*

*
*
Всего

*
(должно соответствовать
указанному количеству часов в
пункте 1.3 паспорта программы)

Внутри каждого раздела указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы.
По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых
лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), а также тематика самостоятельной работы.
Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по профессиональному модулю, описывается тематика.
Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *).
Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

10

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие:
− учебных кабинетов (указывается наименование при наличии);
− мастерских (указывается наименование при наличии);
− лабораторий (указывается наименование при наличии);
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест
наименование)
Технические средства обучения: (указывается перечень)

кабинета

(указывается

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: (указывается перечень
оборудования)
Реализация программы модуля предполагает практику (учебную, производственную).

(указывается в соответствии с учебным планом)

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест для практики:

Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты,
оборудование, технические средства, в т.ч. аудиовизуальные, компьютерные и
телекоммуникационные и т.п. Количество не указывается.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. ………………
2. ………………
3. ………………
Дополнительные источники:
1. ………………
2. ………………
3. ………………
Периодические издания:
1. ………………
2. ………………
3. ………………
Интернет ресурсы:
1. ………………
2. ………………
3. ………………
После каждого наименования печатного издания обязательно указываются
издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении перечня

учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком,
установленным Министерством образования и науки Российской Федерации.

В основные источники включать литературу, год издания которой не более 5 лет,
кроме нормативно-правовой и справочной литературы. В дополнительную литературу
можно включать источники любого года издания. Если по учебной дисциплине СПО
11

используются учебники для ВУЗа, то они включаются в список дополнительной
литературы.
4.3 Общие требования к организации образовательной деятельности
Перечисляются дисциплины и модули, изучение которых должно предшествовать
освоению данного модуля.
Описываются условия проведения занятий, организации учебной и производственной
практики, консультационной помощи обучающимся.
4.4. Кадровое обеспечение образовательной деятельности
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров,
обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам) (согласно п. 7.15 ФГОС
СПО, действующим нормативным правовым актам):
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство
практикой (согласно п. 7.15 ФГОС СПО, действующим нормативным правовым актам):
Инженерно-педагогический состав:
________________
Мастера:
________________

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенные профессиональные
компетенции)

Основные показатели оценки
результата

Формы и
методы
контроля и
оценки

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять
проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но
и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)

Основные показатели оценки
результата

Формы и
методы
контроля и
оценки

Результаты указываются в соответствии с паспортом и разделом 2 «Результаты
освоения профессионального модуля» рабочей программы. Перечень форм контроля должен
быть конкретизирован с учетом специфики обучения по рабочей программе
профессионального модуля и современного состояния педагогической науки.

12

Промежуточная аттестация 2:
по профессиональному модулю – экзамен (квалификационный)!!! в ___ семестре;
по МДК «______________» – экзамен/дифференцированный зачет в ___ семестре;
по МДК «_________________» – экзамен/дифференцированный зачет в ___ семестре;
(при необходимости указывается наличие промежуточных форм контроля в других,
промежуточных, семестрах изучения МДК);
учебная практика в ___ семестре;
производственная практика (по профилю специальности) (для ППКРС – производственная
практика) – ____________ в ___ семестре.

При освоении программ ПМ в последнем семестре изучения формой промежуточной аттестации по модулю
является экзамен (квалификационный). Условием допуска к нему является успешное освоение всех элементов
модуля, включая МДК и все виды практики. При соблюдении ограничений на количество экзаменов, зачетов
и дифференцированных зачетов в каждом учебном году возможна промежуточная аттестация по составным
элементам модуля: по МДК – дифференцированный зачет или экзамен, по учебной и производственной
практике – дифференцированный зачет.
2

13

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Форма бланка внутренней рецензии на рабочую программу
профессионального модуля
_______________________________________________________
наименование образовательной организации

Рецензия на рабочую программу
профессионального модуля (ПМ)
(в структуре программы подготовки специалистов среднего звена)
Общие сведения

1. Фамилия Имя Отчество разработчика (разработчиков) программы ПМ_______________
_______________________________________________________________________________
2. Код и наименование специальности ____________ _______________________________
_______________________________________________________________________________
3. Индекс и наименование ПМ ____________ ______________________________
_______________________________________________________________________________
4. Количество часов на освоение программы:
Всего часов на освоение ПМ:
максимальная учебная нагрузка
обязательная учебная нагрузка студентов
объем времени обязательной части ППССЗ
объем времени вариативной части ППССЗ

лабораторные занятия
практические занятия
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
самостоятельная работа студентов
учебная практика
производственная практика ((для ППССЗ - по профилю
специальности)

час., в том числе
час., включая:
час., из них
час.
час.
час.
час.
час.
час.
час.
час.

5. Фамилия Имя Отчество, наименование должности рецензента
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оценка содержания и структуры программы профессионального модуля
К о м п л е к с на я о ц е нк а п р о г р а м мы п р оф е сс и о н а л ь н о г о м о д у л я
1. Оценка комплектности и оформления прог раммы ПМ
1.1

Титульный лист содержит информацию:
 лицевая сторона:
- наименование органа управления образованием;
- наименование образовательной организации;
- индекс и наименование профессионального модуля (по учебному
плану);
- код и наименование специальности/профессии
- укрупненная группа специальностей/профессий
- квалификация выпускника

Оценка
в баллах
Макс. балл
1, 0 = 0,25 х 4

1

год разработки
оборотная сторона:
сведения о согласовании программы профессионального модуля
цикловой комиссией и решении об утверждении программы;
 сведения о принадлежности программы профессионального модуля к
ППССЗ по специальности;
 сведения о нормативных документах, на основании которых
разрабатывалась программа профессионального модуля;
 сведения о разработчиках и рецензентах.
Все разделы программы ПМ представлены и выполнены по установленной
форме.
Нумерации страниц в «Содержании» соответствует размещению разделов
программы ПМ.
Структура рабочей программы соответствует макету
Итоговый балл




1.2
1.3
1.4

2. Оценка раздела 1 «Паспорт рабочей программы ПМ»
2.1
2.2

2.3

2.4

Все пункты раздела представлены и заполнены в соответствии с
рекомендациями.
Пункт 1.1 «Область применения программы» содержит правильное
наименование основного вида профессиональной деятельности (ВПД),
совпадающее с наименованием ПМ. Перечень профессиональных
компетенций соответствует указанным в тексте ФГОС СПО. Имеется
информация о возможности использования программы в дополнительном
профессиональном образовании и профессиональной обучении.
Пункт 1.2 «Цели и задачи модуля» содержит полный перечень
требований к практическому опыту, умениям и знаниям, перечисленным в
тексте ФГОС СПО, а также дополнительные требования, установленные
колледжем к выпускникам (вариативная часть ППССЗ).
Пункт 1.3 «Количество часов на освоение программы ПМ» заполнен в
полном соответствии с установленным объемом времени на освоение
компонентов ПМ.
Итоговый балл
3.Оценка раздела 2 «Результаты освоения профессионального модуля»

3.1 Перечень профессиональных компетенций совпадает с указанными в п.1.1.
3.2 Перечень общих компетенций соответствует перечисленным в тексте ФГОС СПО.
Итоговый балл
4. Оценка раздела 3 «Структура и содержание ПМ»
4.1 Форма таблицы 3.1 «Тематический план профессионального модуля»
соответствует макету рабочей программы, заполнена правильно. Объем
времени, установленный на изучение компонентов ПМ, в паспорте программы,
таблицах 3.1 и 3.2 совпадает.
4.2 Форма таблицы 3.2 «Содержание обучения по профессиональному модулю
(ПМ)» соответствует макету рабочей программы, заполнена правильно;
количество и наименование МДК (разделов) совпадают с указанными в
таблице 3.1.
4.3 Выбор варианта проведения учебной и производственной практики по
профилю
специальности
(концентрированно,
рассредоточено,
комбинированно) соответствует требованиям к практическому опыту и
умениям; соотношение учебной и производственной практики, виды работ
определяются с учетом требований ФГОС СПО к результатам освоения ПМ.
4.4 Обеспечивается логическая последовательность, четкость в наименовании

Макс. балл
1, 0 = 0,25 х 4

Макс. балл
1, 0 = 0,5 х 2

Макс. балл
1, 0 = 0,1 х 10

2

4.5
4.6

4.7

4.8

4.9
4.10

разделов и тем программы, содержание учебного материала соответствует
требованиям ФГОС и дополнительным требованиям к умениям и знаниям,
учитывает современное состояние науки и производства.
Уровни освоения дидактических единиц определяются дидактически
целесообразно.
Объем и содержание лабораторных и практических занятий соответствуют
требованиям к умениям и знаниям, установленным ФГОС СПО, и
дополнительным требованиям, создают условия для приближения обучения к
условиям будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Тематика курсовых работ (проектов) соответствует целям и задачам
освоения профессионального модуля (пункт заполняется, если курсовая
работа (проект) предусмотрены).
Тематика самостоятельной работы обучающихся соответствует целям и
задачам освоения профессионального модуля, способствует их творческому
развитию.
Структура рабочей программы ПМ обеспечивает единство теоретического
и практического обучения.
Содержание программы ПМ в целом обеспечивает формирование общих и
профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Итоговый балл
5. Оценка раздела 4 «Условия реализации рабочей программы ПМ»

5.1

Все пункты раздела представлены и заполнены

5.2

В п. 4.1 «Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению» содержится перечень учебных кабинетов (лабораторий,
мастерских, полигонов и др. в соответствии с перечнем, в учебном плане),
перечень оборудования, создающего условия для реализации программы ПМ,
выполнения лабораторных и практических hf,jn, практики, предусмотренных
программой ПМ.
П. 4.2 «Информационное обеспечение» содержит перечень печатных и
электронных изданий основной и дополнительной учебной литературы по
дисциплине
В п. 4.3 «Общие требования к организации образовательной
деятельности» перечисляются дисциплины и модули, изучение которых
предшествует освоению данного ПМ, описываются оптимальные условия
проведения занятий, организации учебной и производственной практики.
В п.4.4 «Кадровое обеспечение образовательной деятельности»
указываются требования к уровню квалификации педагогических
работников, отвечающих за освоение обучающимся профессионального
цикла, в полном соответствии с требованиями, установленными
образовательным стандартом для освоения ППССЗ (уровню образования,
опыту производственной деятельности, периодичности стажировок в
профильных организациях)
Итоговый балл

5.3

5.4

5.5

6. Оценка раздела 5 «Контроль и оценка результатов освоения ПМ (ВПД)
6.1

Наименования ОК и ПК полностью совпадают с указанными в п.п. 3.1 и
3.2. рабочей программы профессионального модуля

6.2

Перечень форм и методов контроля и оценки конкретизируется с учетом
специфики профессионального модуля, обязательных и дополнительных
требований к результатам его освоения.
Комплекс форм и методов контроля и оценки образует систему
достоверной и объективной диагностики результатов освоения ПК.

6.3

Макс. балл
1, 0 = 0,20 х 5

Макс. балл
1, 0 = 0,25 х 4

3

6.4

Комплекс форм и методов контроля и оценки образует систему
достоверной и объективной диагностики результатов освоения ОК.
Итоговый балл

Общее заключение (нужное подчеркнуть):
Рабочая программа профессионального модуля может быть рекомендована к
утверждению
Рабочую программу профессионального модуля следует рекомендовать к доработке
Рабочую программу профессионального модуля следует рекомендовать к
отклонению
Рекомендации по доработке рабочей программы профессионального модуля:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Дата: «_____»_________________ 20___ г.
Рецензент/эксперт: ____________/______________________________
подпись

И.О. Фамилия

С оценкой, итоговым заключением и рекомендациями ознакомлен(ы):
____________/______________________________
подпись

И.О. Фамилия

____________/______________________________
подпись

И.О. Фамилия

4

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)



Контакты

368222, РД, г. Буйнакск, ул. Академика Аскерханова,3

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.