1. Общие положения Настоящее «Положение о внутренней системе оценки качества образовательной деятельности в ГБПОУ РД «Сельскохозяйственный колледж им. Ш.И. Шихсаидова» (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования в ГБПОУ РД «Сельскохозяйственный колледж им. Ш.И. Шихсаидова» (далее - Колледж). 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказом Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; - постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; - приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»; - приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; - приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; Уставом ГБПОУ РД «Сельскохозяйственный колледж им. Ш.И. Шихсаидова»; локальными актами Колледжа, регламентирующими организацию и обеспечение образовательного процесса. 1.2. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13) установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. Внутренняя система оценки качества образования Колледжа (далее – ВСОКОД), утверждаемая и регламентируемая настоящим Положением, соотносится: - с общероссийскими и региональными тенденциями развития образования; с общероссийскими и региональными стандартами и образцами качества образования; - с общероссийскими и региональными стандартами содержания и 2 структуры образования; - с общероссийскими и региональными процедурами, инструментами, индикаторами, средствами контроля качества образования. 1.3. Под внутренней системой оценки качества образования в Колледже понимается совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности реализации образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования. 1.4. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования Колледжа являются: преподаватели, обучающиеся и их родители (законные представители), Педагогический совет колледжа, Методический совет колледжа, Экспертный совет по качеству колледжа, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аккредитации образовательной организации, аттестации педагогических работников, представители работодателей и другие лица. 1.5. Колледж обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение ВСОКОД, проводит оценку, учет и дальнейшееиспользование полученных результатов. 1.6. Данное Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников Колледжа, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. 1.7. В настоящем Положении используются следующие термины: Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, потребностям потребителя образовательных услуг и (или) заказчика, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Система оценки качества образовательной деятельности - это система сбора, обработки данных по внутренним показателям и индикаторам, хранения и предоставления информации о качестве образования при проведении процедур оценки образовательной деятельности Колледжа, в том числе в рамках лицензирования, государственной аккредитации, государственного контроля и надзора, аттестации педагогических кадров, самообследования. Мониторинг - систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям. Самообследование - процесс собственного исследования колледжа, в результате которого оценивается собственная образовательная деятельность, система управления, содержание и качество подготовки обучающихся, организация учебной деятельности, востребованность выпускников, качество 3 кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-техническая база, функционирование внутренней системы оценки качества образования и др. Внутренние показатели и индикаторы системы оценки качества образования – это комплекс показателей и индикаторов, разработанных образовательной организацией, по которым осуществляется сбор, обработка, хранение информации о состоянии и динамике качества образования. Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами управления Колледжем, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования. Оценка качества образовательной деятельности - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения, зафиксированной в нормативных документах, системе требований к качеству образования. Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам, требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС). Показатели - данные, получаемые в ходе определенной деятельности, позволяющие анализировать эффективность этой деятельности и определять уровень достижения поставленных целей. Критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. 1.8. Мероприятия по реализации целей и задач внутренней системы оценки качества образования планируются и осуществляются на основе анализа образовательной деятельности Колледжа. 2. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества образовательной деятельности 2.1 Целями ВСОКОД являются: 2.1.1 формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования и получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в Колледже, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; 2.1.2 предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования; 2.1.3 принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования; 4 прогнозирование развития образовательной системы Колледжа. 2.2. Задачами построения ВСОКОД являются: 2.2.1. формирование единого понимания критериев качества образовательной деятельности и подходов к его измерению, информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга системы образования Колледжа; 2.2.2. формирование системы сбора и обработки аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; 2.2.3. формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образовательной деятельности; 2.2.4. изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности Колледжа; 2.2.5. определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям; 2.2.6. определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям, усиление взаимодействия Колледжа с партнерами работодателями по вопросам совершенствования подготовки обучающихся; 2.2.7. обеспечение доступности качественного образования; 2.2.8. оценка уровня индивидуальных образовательных достижений, обучающихся; 2.2.9. выявление факторов, влияющих на качество образовательной деятельности; 2.2.10. содействие повышению квалификации педагогов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся; 2.2.11. разработка технологии использования результатов оценки качества образования в качестве информационной основы принятия управленческих решений; 2.2.12. противодействие коррупционным проявлениям в ходе реализации образовательного процесса. 2.3. В основу системы оценки качества образовательной деятельности положены следующие принципы: 2.3.1. объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образовательной деятельности; 2.3.2. реалистичности требований, норм и показателей качества образовательной деятельности, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; 2.3.3. открытости, прозрачности процедур оценки качества 2.1.4 5 образовательной деятельности; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образовательной деятельности; 2.3.4. доступности информации о состоянии и качестве образовательной деятельности для различных групп потребителей; 2.3.5. рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; 2.3.6. оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образовательной деятельности (с учетом возможности их многократного использования); 2.3.7. инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); 2.3.8. минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с федеральными, региональными аналогами; 2.3.9. взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; 2.3.10. соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в Колледже. 2.4 Внутренняя оценка качества образовательной деятельности осуществляется посредством: 2.4.1. системы внутреннего контроля качества образовательной деятельности; 2.4.2. мониторинга качества образования обучающихся; 2.4.3. результатов аттестации педагогических работников и администрации; 2.4.4. общественной экспертизы качества образовательной деятельности; 2.4.5. лицензирования; 2.4.6. государственной аккредитации; 2.4.7. государственной (итоговой) аттестации выпускников. 2.5 В качестве источников данных для оценки качества образовательной деятельности используются: 2.5.1. результаты текущего контроля успеваемости и посещаемости, промежуточной и итоговой аттестации; 2.5.2. результаты мониторинговых исследований; 2.5.3. социологические опросы; 2.5.4. отчеты структурных подразделений; 2.5.5. результаты посещений занятий и кураторских часов. 2.6 Объектами оценки качества образования являются: 2.6.1. качество условий (материально-техническое, кадровое, учебно6 методическое, финансовое обеспечение, требования к практической подготовке обучающихся, требования к организации воспитания обучающихся); 2.6.2. качество процессов (образовательного, воспитательного, профессионального сопровождения выпускников, дополнительных образовательных услуг и т.д.); 2.6.3. качество результатов (степень соответствия образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ федеральным государственным образовательным стандартам); 2.6.4. качество и эффективность управления образовательным процессом. 2.7 В качестве методов для оценки качества образовательной деятельности используются: 2.7.1. наблюдение; 2.7.2. анализ; 2.7.3. беседа; 2.7.4. изучение документации; 2.7.5. анкетирование; 2.7.6. тестирование; 2.7.7. отчет; 2.7.8. проверка знаний, умений, сформированных общих и профессиональных компетенций, личностные результаты обучающихся; 2.7.9. мониторинг; 2.7.10. и другое. 3. Организационная и функциональная структура внутренней системы оценки качества образовательной деятельности 3.1. Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: Администрацию колледжа; Педагогический совет; Методический совет; Заседание цикловых комиссий; Временные структуры (комиссии и др.). 3.2. Администрация Колледжа: 3.2.1. Формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование внутренней системы оценки качества образовательной деятельности, и контролирует их исполнение; 3.2.2. Разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образовательной деятельности Колледжа, участвует в этих мероприятиях; 3.2.3. Принимает участие в проведении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых исследований по вопросам качества образовательной деятельности в Колледже; 7 3.2.4. Осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о результатах проводимых мониторингов, анализирует результаты оценки качества образовательной деятельности в колледже; 3.2.5. Организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образовательной деятельности; 3.2.6. Обеспечивает условия для подготовки работников Колледжа по осуществлению контрольно-оценочных процедур; 3.2.7. Принимает управленческие решения по развитию качества образовательной деятельности на основе анализа результатов, полученных в процессе внутренней оценки качества образовательной деятельности. 3.3. Временные структуры (экспертный совет по качеству) участвуют в обсуждении и заслушивает представителей администрации колледжа по реализации внутренней системы оценки качества, дает оценку деятельности руководителей структурных подразделений и педагогических работников по достижению запланированных результатов. 3.4. Педагогический совет колледжа: 3.4.1. Содействует определению стратегических направлений развития системы образования в колледже; 3.4.2. Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; 3.4.3. Принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебной деятельности в колледже; 3.4.4. Принимает участие в оценке качества и результативности труда работников колледжа, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, устанавливаемом локальными актами колледжа; 3.4.5. Заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с колледжем по вопросам образования и воспитания обучающихся, в том числе сообщений о проверке требований СанПиН, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности колледжа. 3.5. Методический совет колледжа: 3.5.1. Участвует в разработке методики оценки качества образовательной деятельности; участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития колледжа; 3.5.2. Разрабатывает совместно с преподавателями, другими участниками образовательных отношений критерии оценки результативности профессиональной деятельности педагогических работников колледжа; 3.5.3. Инициирует и организуют конкурсы образовательных программ, педагогического мастерства, образовательных технологий и т.д.; 3.5.4. Организует работу по повышению квалификации и стажировок педагогических работников, развитию их творческих инициатив; 3.5.5. Содействует проведению подготовки работников колледжа к осуществлению контрольно-оценочных процедур; 8 3.5.6. Проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; 3.5.7. Готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образовательной деятельности на уровне колледжа. 3.6. Общее руководство внутренней системой оценки качества образовательной деятельности осуществляет заместитель директора по учебной работе. 4. Организация работы по обеспечению системного мониторинга качества образования и самообследования 4.1. Ежегодно составляется план проведения ВСОКОД с указанием тем и сроков проведения, который утверждается директором и доводится до сведения педагогического коллектива, всех структурных подразделений колледжа. 4.2. Результаты ВСОКОД могут обсуждаться на заседаниях Педагогического совета, Совета Колледжа, совещаниях при директоре, зам. директора, руководителя структурного подразделения и т. д. 4.3. По результатам ВСОКОД разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, осуществляется планирование развития колледжа. 4.4. План ВСОКОД включает в себя: оценку качества условий, оценку качества процессов и оценку качества результатов. 4.5. Внутренняя оценка качества условий осуществления образовательной деятельности проводится в целях получения информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ и включает в себя: - оценку материально-технического обеспечения; - оценку кадрового обеспечения; - оценку требований к организации воспитания обучающихся; - оценку учебно-методического обеспечения; - оценку требований к организации практической подготовки обучающихся; -оценку финансового обеспечения. 4.6. Внутренняя оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями основывается на следующих критериях: - открытость и доступность информации; - комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; - доброжелательность, вежливость работников; - удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности; - доступность услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. 4.7. Внутренняя оценка качества процессов осуществления образовательной деятельности проводится в целях получения информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ и включает в себя: 9 - оценку образовательного, в т.ч. воспитательного процесса - качества работы педагогических работников: преподавателей, мастеров производственного обучения, кураторов; - оценку профессионального сопровождения выпускников – качество работы Службы содействия трудоустройству и практики. 4.8. Организация и проведение внутренней оценки качества работы педагогических работников осуществляется в рамках: - системного мониторинга уровня квалификации педагогических работников; - проведения конкурсов педагогического мастерства; - анализа портфолио профессиональных достижений педагогических работников. Целями оценочных процедур являются: - получение разносторонней оценки о профессиональной деятельности педагогических работников в Колледже; - определение соответствия качества преподавательского состава требованиям соответствующего профессионального стандарта (при наличии), требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ; - анализ динамики профессионального уровня педагогических работников Колледжа. Совокупная оценка деятельности педагогического работника оценивает качество его работы по всем направлениям (образовательная деятельность, научная работа, воспитательная работа и т.д.), позволяет выявить резервы и определить пути наиболее рационального использования кадровых ресурсов. 4.9. Внутренняя оценка качества результатов - подготовки обучающихся проводится в целях получения информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее компонентов (дисциплин, модулей, практик и др.), предоставления участникам образовательных отношений сведений о качестве подготовки обучающихся, и включает в себя мониторинг освоения образовательных программ. 4.10. Мониторинг освоения образовательных программ осуществляется в рамках следующих мероприятий, проводимых в Колледже: - проведение контроля текущей успеваемости и посещаемости обучающихся; проведение промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям); - проведение промежуточной аттестации обучающихся по итогам выполнения курсовых работ (проектов); - проведение промежуточной аттестации обучающихся по итогам прохождения практической подготовки; - проведение анализа учебных и внеучебных достижений обучающихся; - проведение конкурсных мероприятий среди обучающихся; - проведение государственной итоговой аттестации обучающихся. 10 5. Взаимодействие с участниками образовательных отношений 5.1. Работа по внутренней оценке качества образовательной деятельности строится на уровне каждого структурного подразделения, к работе для данной деятельности привлекаются все участники образовательных отношений Колледжа. 5.2. Общее руководство организацией и проведением мониторинга осуществляет директор Колледжа. 5.3. Мониторинговые мероприятия проводят администрация и педагогические работники колледжа, обладающие необходимой квалификацией и компетенцией. Самообследование как часть системы внутренней оценки качества образования 6.1. Самообследование проводится ежегодно в срок до 20 апреля. 6.2. Колледж обеспечивают открытость и доступность отчета о результатах самообследования. 6.3. Показатели деятельности колледжа, подлежащей самообследованию, и порядок его проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 6.4. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности колледжа, а также подготовка отчета о результатах самообследования. 6.5. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы: -планирование и подготовку работ по самообследованию; - организацию и проведение самообследования; обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета; - рассмотрение отчета органом управления образовательной организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса. 6.6. Форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются колледжем самостоятельно. 6.7. Результаты самообследования оформляются в виде отчета, включающего информационную часть и результаты анализа показателей деятельности колледжа, подлежащей самообследованию. 6.8. Отчет подписывается директором колледжа и заверяется ее печатью. 6.9. Размещение отчета колледжа, на официальном сайте колледжа в сети «Интернет», и направление его учредителю осуществляются не позднее 25 апреля текущего года. 6. 11 7. Заключительные положения 7.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся при изменении нормативных документов Законодательства РФ, Министерства образования и науки Республики Дагестан. 7.2. С данным Положением участники образовательных отношений знакомятся под роспись: педагогические и административные работники на Педагогическом совете, обучающиеся на классных часах, родители (законные представители) на родительских собраниях учебных групп, а также путем размещения Положения на официальном сайте колледжа в сети Интернет. 12 Модель внутренней системы оценки качества образовательной деятельности Концептуальный блок Нормативно – правовой блок Организационно – управленческий блок Объект и предмет ВСОКО В Н Е Ш Н Я Я Образовательные результаты Освоение образовательных программ: общие и профессиональные компетенции, личностные результаты О Ц Е Н К А Образовательный процесс Образовательные условия Содержание и реализация программ обучения и воспитания, профессионального сопровождения выпускников Учебно-методические, финансовые, кадровые, материально – технические, требования к практической подготовке обучающихся, требования к организации воспитания обучающихся В Н У Т Р Е Н Н Я Я О Ц Е Н К А Параметры и показатели Оценочные процедуры Анализ результатов Управленческие решения Запрос на проблемный мониторинг Презентация результатов 13