1. Общие положения 1.1. Положение о наставничестве (далее - Положение) определяет цели и задачи наставничества в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Дагестан «Сельскохозяйственный колледж им. Ш.И. Шихсаидова» (далее - колледж), его организацию, а также обязанности лица, осуществляющего наставничество (далее - наставник). 1.2. Целью наставничества является оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении, повышении качества профессиональной деятельности, а также воспитание у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда. 1.3. Основные задачи наставничества: - оказание помощи в профессиональной и психологической адаптации молодых специалистов к условиям образовательного процесса колледжа; - привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление их в образовательном учреждении. 1.4. Наставник - это опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики и воспитании. Молодой специалист (педагог-стажер) - начинающий педагог, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления. 1.5. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста (педагога- стажера) необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста (педагога-стажера) знания в области предметной специализации и методики преподавания. 2. Организация наставничества 2.1. Наставничество организуется на основании приказа директора колледжа с указанием срока наставничества, при обоюдном согласии предполагаемого наставника и педагога-стажера. 2.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет руководитель учебнометодического отдела. 2.3. Наставник подбирается из наиболее подготовленных педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт методической и воспитательной работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе колледжа, имеющих первую или высшую квалификационную категорию. 2.4. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения: - молодыми специалистами, стаж педагогической работы которых не превышает 3 лет; - педагогами, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками; педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке для осуществления образовательной деятельности по преподаваемым дисциплинам / модулям. 2.5. Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на заседаниях Методического совета колледжа. 2.6. Наставничество устанавливается продолжительностью до 10 месяцев (1 учебный год), формы работы наставника с педагогом-стажером определяются в зависимости от поставленных целей и задач совместной их деятельности и планом работы «Школы молодого педагога» на учебный год. 2.7. Замена наставника производится приказом директора колледжа в случаях: - увольнения наставника; - перевода на другую работу педагога-стажера или наставника; - психологической несовместимости наставника и педагога-стажера. 2.8. Показателем оценки эффективности работы является выполнение целей и задач педагогом-стажером, мастером производственного обучения в период наставничества. - 3. - - - - - Обязанности наставника 3.1. Наставник обязан: знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности педагогических работников по занимаемой должности; разрабатывать совместно с педагогом-стажером индивидуальный план профессионального становления последнего (Приложение 1) с учетом уровня его личностных особенностей, педагогической, методической и профессиональной подготовки по преподаваемым дисциплинам / модулям; вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к преподавателю / мастеру производственного обучения, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности); оказывать помощь педагогу-стажеру по разработке учебно-нормативной документации по преподаваемым дисциплинам / модулям; оказывать педагогу-стажеру индивидуальную помощь в овладении современными методами, приемами и педагогическими технологиями проведения уроков теоретического и производственного обучения и совместно устранять допущенные ошибки; посещать уроки педагога-стажера с последующим анализом; подводить итоги профессиональной адаптации педагога-стажера, составлять отчет по результатам работы за учебный год с заключением о результатах прохождения обучения, с предложениями по дальнейшей работе педагога- стажера. - - 4. Права наставника 4.1. Наставник имеет право: дополнительно подключать для обучения педагога-стажера других сотрудников колледжа; требовать рабочие отчеты о проделанной работе у педагога-стажера, как в устной, так и в письменной форме. - - - 5. Обязанности педагога-стажера 5.1. В период наставничества педагог-стажер обязан: изучить нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, особенности деятельности колледжа и функциональные обязанности по занимаемой должности; выполнить индивидуальный план профессионального становления в установленные сроки; постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; учиться выстраивать партнерские взаимоотношения с наставником, знакомиться с инновационными методами и формами обучения; совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем . 6. Права педагога-стажера 6.1. Педагог-стажер имеет право: выносить на рассмотрение Методического совета предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством; защищать профессиональную честь и достоинство; знакомиться с документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; повышать квалификацию удобным для себя способом. 7. Руководство работой наставника 7.1. Организация работы наставников и контроль за их деятельностью возлагается на руководителя учебно-методического отдела. 7.2. Руководитель учебно-методического отдела обязан: - представить назначенного молодого специалиста педагогическому коллективу колледжа, объявить приказ о закреплении за ним наставника; - создать необходимые условия для совместной работы педагога-стажера с закрепленным за ним наставником; - посетить отдельные мероприятия (уроки, внеурочные мероприятия по преподаваемым дисциплинам / модулям), проводимые наставником и педагогом-стажером; - организовать обучение наставников основам педагогики и психологии, оказать им методическое сопровождение в составлении планов работы с педагогами- стажерами; - изучать, обобщать и распространять положительный опыт наставничества в колледже; - осуществлять систематический контроль работы наставников. - 8. Документы, регламентирующие наставничество 8.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: настоящее Положение; приказ директора колледжа об утверждении кандидатур наставников; план работы «Школы молодого педагога»; протоколы заседаний Методического совета, на которых рассматривались вопросы наставничества; индивидуальные планы работы педагога наставника; методические разработки уроков педагога-стажера. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ИДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ педагога-наставника (ФИО) на 20__ - 20___ учебный год Педагог-стажер: ______________________________________________________ (ФИО) Мероприятия по повышению профессиональных компетенций педагога-стажера: Мероприятие № п/п Планируемая дата Отметка о выполнении Педагог-наставник _____________________ / __________________ Ознакомлен: Педагог-стажер ________________________ / __________________ Примечание