Положение о наставничестве

1.

Общие положения

1.1. Положение о наставничестве (далее - Положение) определяет цели и задачи
наставничества в государственном бюджетном профессиональном образовательном
учреждении Республики Дагестан «Сельскохозяйственный колледж им. Ш.И. Шихсаидова»
(далее - колледж), его организацию, а также обязанности лица, осуществляющего
наставничество (далее - наставник).
1.2. Целью наставничества является оказание помощи молодым педагогам в их
профессиональном становлении, повышении качества профессиональной деятельности, а
также воспитание у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда.
1.3. Основные задачи наставничества:
- оказание помощи в профессиональной и психологической адаптации молодых
специалистов к условиям образовательного процесса колледжа;
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление
их в образовательном учреждении.
1.4. Наставник - это опытный педагог, обладающий высокими профессиональными
и нравственными качествами, знаниями в области методики и воспитании.
Молодой специалист (педагог-стажер) - начинающий педагог, проявивший желание и
склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою
квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану
профессионального становления.
1.5. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу
опытного педагога по развитию у молодого специалиста (педагога- стажера) необходимых
навыков и умений ведения педагогической деятельности, оно призвано наиболее глубоко и
всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста (педагога-стажера) знания в
области предметной специализации и методики преподавания.
2.

Организация наставничества

2.1. Наставничество организуется на основании приказа директора колледжа с
указанием срока наставничества, при обоюдном согласии предполагаемого наставника и
педагога-стажера.
2.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет руководитель учебнометодического отдела.
2.3. Наставник подбирается из наиболее подготовленных педагогов, обладающих
высоким
уровнем
профессиональной
подготовки,
коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт методической и
воспитательной работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться
профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и
работе колледжа, имеющих первую или высшую квалификационную категорию.
2.4. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников
образовательного учреждения:
- молодыми специалистами, стаж педагогической работы которых не превышает 3 лет;
- педагогами, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных
обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения
новыми практическими навыками;

педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке для осуществления
образовательной деятельности по преподаваемым дисциплинам / модулям.
2.5. Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на заседаниях
Методического совета колледжа.
2.6. Наставничество устанавливается продолжительностью до 10 месяцев (1 учебный
год), формы работы наставника с педагогом-стажером определяются в зависимости от
поставленных целей и задач совместной их деятельности и планом работы «Школы молодого
педагога» на учебный год.
2.7. Замена наставника производится приказом директора колледжа в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу педагога-стажера или наставника;
- психологической несовместимости наставника и педагога-стажера.
2.8. Показателем оценки эффективности работы является выполнение целей и задач
педагогом-стажером, мастером производственного обучения в период наставничества.
-

3.
-

-

-

-

-

Обязанности наставника

3.1. Наставник обязан:
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, определяющих права и обязанности педагогических работников по занимаемой
должности;
разрабатывать
совместно
с
педагогом-стажером
индивидуальный
план
профессионального становления последнего (Приложение 1) с учетом уровня его
личностных особенностей, педагогической, методической и профессиональной
подготовки по преподаваемым дисциплинам / модулям;
вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к преподавателю / мастеру производственного обучения, правилами
внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
оказывать помощь педагогу-стажеру по разработке учебно-нормативной документации по
преподаваемым дисциплинам / модулям;
оказывать педагогу-стажеру индивидуальную помощь в овладении современными
методами, приемами и педагогическими технологиями проведения уроков
теоретического и производственного обучения и совместно устранять допущенные
ошибки;
посещать уроки педагога-стажера с последующим анализом;
подводить итоги профессиональной адаптации педагога-стажера, составлять отчет по
результатам работы за учебный год с заключением о результатах прохождения обучения,
с предложениями по дальнейшей работе педагога- стажера.

-

-

4.
Права наставника
4.1. Наставник имеет право:
дополнительно подключать для обучения педагога-стажера других сотрудников
колледжа;
требовать рабочие отчеты о проделанной работе у педагога-стажера, как в устной, так и в
письменной форме.

-

-

-

5.
Обязанности педагога-стажера
5.1. В период наставничества педагог-стажер обязан:
изучить нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру,
особенности деятельности колледжа и функциональные обязанности по
занимаемой должности;
выполнить индивидуальный план профессионального
становления в
установленные сроки;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;
учиться выстраивать партнерские взаимоотношения с наставником, знакомиться с
инновационными методами и формами обучения;
совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем .
6.
Права педагога-стажера
6.1. Педагог-стажер имеет право:
выносить на рассмотрение Методического совета предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством;
защищать профессиональную честь и достоинство;
знакомиться с документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
повышать квалификацию удобным для себя способом.
7.

Руководство работой наставника

7.1. Организация работы наставников и контроль за их деятельностью возлагается на
руководителя учебно-методического отдела.
7.2.
Руководитель учебно-методического отдела обязан:
- представить назначенного молодого специалиста педагогическому коллективу колледжа,
объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы педагога-стажера с закрепленным
за ним наставником;
- посетить отдельные мероприятия (уроки, внеурочные мероприятия по преподаваемым
дисциплинам / модулям), проводимые наставником и педагогом-стажером;
- организовать обучение наставников основам педагогики и психологии, оказать им
методическое сопровождение в составлении планов работы с педагогами- стажерами;
- изучать, обобщать и распространять положительный опыт наставничества в колледже;
- осуществлять систематический контроль работы наставников.

-

8.
Документы, регламентирующие наставничество
8.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
настоящее Положение;
приказ директора колледжа об утверждении кандидатур наставников;
план работы «Школы молодого педагога»;
протоколы заседаний Методического совета, на которых рассматривались вопросы
наставничества;
индивидуальные планы работы педагога наставника;
методические разработки уроков педагога-стажера.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
педагога-наставника
(ФИО)

на 20__ - 20___ учебный год
Педагог-стажер: ______________________________________________________
(ФИО)

Мероприятия по повышению профессиональных компетенций педагога-стажера:
Мероприятие
№ п/п

Планируемая
дата

Отметка о
выполнении

Педагог-наставник _____________________ / __________________
Ознакомлен:
Педагог-стажер ________________________ / __________________

Примечание



Контакты

368222, РД, г. Буйнакск, ул. Академика Аскерханова,3

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.