Положение о наставничестве

1.

Общие положения

1.1. Положение о наставничестве (далее - Положение) определяет цели и задачи
наставничества в государственном бюджетном профессиональном образовательном
учреждении Республики Дагестан «Сельскохозяйственный колледж им. Ш.И. Шихсаидова»
(далее - колледж), его организацию, а также обязанности лица, осуществляющего
наставничество (далее - наставник).
1.2. Целью наставничества является оказание помощи молодым педагогам в их
профессиональном становлении, повышении качества профессиональной деятельности, а
также воспитание у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда.
1.3. Основные задачи наставничества:
- оказание помощи в профессиональной и психологической адаптации молодых
специалистов к условиям образовательного процесса колледжа;
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление
их в образовательном учреждении.
1.4. Наставник - это опытный педагог, обладающий высокими профессиональными
и нравственными качествами, знаниями в области методики и воспитании.
Молодой специалист (педагог-стажер) - начинающий педагог, проявивший желание и
склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою
квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану
профессионального становления.
1.5. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу
опытного педагога по развитию у молодого специалиста (педагога- стажера) необходимых
навыков и умений ведения педагогической деятельности, оно призвано наиболее глубоко и
всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста (педагога-стажера) знания в
области предметной специализации и методики преподавания.
2.

Организация наставничества

2.1. Наставничество организуется на основании приказа директора колледжа с
указанием срока наставничества, при обоюдном согласии предполагаемого наставника и
педагога-стажера.
2.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет руководитель учебнометодического отдела.
2.3. Наставник подбирается из наиболее подготовленных педагогов, обладающих
высоким
уровнем
профессиональной
подготовки,
коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт методической и
воспитательной работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться
профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и
работе колледжа, имеющих первую или высшую квалификационную категорию.
2.4. Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников
образовательного учреждения:
- молодыми специалистами, стаж педагогической работы которых не превышает 3 лет;
- педагогами, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных
обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения
новыми практическими навыками;

педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке для осуществления
образовательной деятельности по преподаваемым дисциплинам / модулям.
2.5. Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на заседаниях
Методического совета колледжа.
2.6. Наставничество устанавливается продолжительностью до 10 месяцев (1 учебный
год), формы работы наставника с педагогом-стажером определяются в зависимости от
поставленных целей и задач совместной их деятельности и планом работы «Школы молодого
педагога» на учебный год.
2.7. Замена наставника производится приказом директора колледжа в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу педагога-стажера или наставника;
- психологической несовместимости наставника и педагога-стажера.
2.8. Показателем оценки эффективности работы является выполнение целей и задач
педагогом-стажером, мастером производственного обучения в период наставничества.
-

3.
-

-

-

-

-

Обязанности наставника

3.1. Наставник обязан:
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, определяющих права и обязанности педагогических работников по занимаемой
должности;
разрабатывать
совместно
с
педагогом-стажером
индивидуальный
план
профессионального становления последнего (Приложение 1) с учетом уровня его
личностных особенностей, педагогической, методической и профессиональной
подготовки по преподаваемым дисциплинам / модулям;
вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к преподавателю / мастеру производственного обучения, правилами
внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
оказывать помощь педагогу-стажеру по разработке учебно-нормативной документации по
преподаваемым дисциплинам / модулям;
оказывать педагогу-стажеру индивидуальную помощь в овладении современными
методами, приемами и педагогическими технологиями проведения уроков
теоретического и производственного обучения и совместно устранять допущенные
ошибки;
посещать уроки педагога-стажера с последующим анализом;
подводить итоги профессиональной адаптации педагога-стажера, составлять отчет по
результатам работы за учебный год с заключением о результатах прохождения обучения,
с предложениями по дальнейшей работе педагога- стажера.

-

-

4.
Права наставника
4.1. Наставник имеет право:
дополнительно подключать для обучения педагога-стажера других сотрудников
колледжа;
требовать рабочие отчеты о проделанной работе у педагога-стажера, как в устной, так и в
письменной форме.

-

-

-

5.
Обязанности педагога-стажера
5.1. В период наставничества педагог-стажер обязан:
изучить нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру,
особенности деятельности колледжа и функциональные обязанности по
занимаемой должности;
выполнить индивидуальный план профессионального
становления в
установленные сроки;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;
учиться выстраивать партнерские взаимоотношения с наставником, знакомиться с
инновационными методами и формами обучения;
совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем .
6.
Права педагога-стажера
6.1. Педагог-стажер имеет право:
выносить на рассмотрение Методического совета предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством;
защищать профессиональную честь и достоинство;
знакомиться с документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
повышать квалификацию удобным для себя способом.
7.

Руководство работой наставника

7.1. Организация работы наставников и контроль за их деятельностью возлагается на
руководителя учебно-методического отдела.
7.2.
Руководитель учебно-методического отдела обязан:
- представить назначенного молодого специалиста педагогическому коллективу колледжа,
объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы педагога-стажера с закрепленным
за ним наставником;
- посетить отдельные мероприятия (уроки, внеурочные мероприятия по преподаваемым
дисциплинам / модулям), проводимые наставником и педагогом-стажером;
- организовать обучение наставников основам педагогики и психологии, оказать им
методическое сопровождение в составлении планов работы с педагогами- стажерами;
- изучать, обобщать и распространять положительный опыт наставничества в колледже;
- осуществлять систематический контроль работы наставников.

-

8.
Документы, регламентирующие наставничество
8.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
настоящее Положение;
приказ директора колледжа об утверждении кандидатур наставников;
план работы «Школы молодого педагога»;
протоколы заседаний Методического совета, на которых рассматривались вопросы
наставничества;
индивидуальные планы работы педагога наставника;
методические разработки уроков педагога-стажера.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
педагога-наставника
(ФИО)

на 20__ - 20___ учебный год
Педагог-стажер: ______________________________________________________
(ФИО)

Мероприятия по повышению профессиональных компетенций педагога-стажера:
Мероприятие
№ п/п

Планируемая
дата

Отметка о
выполнении

Педагог-наставник _____________________ / __________________
Ознакомлен:
Педагог-стажер ________________________ / __________________

Примечание



Контакты

368222, РД, г. Буйнакск, ул. Академика Аскерханова,3

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.